Каталог » Статьи » Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла

Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла

Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
-  корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
-  спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
-  выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
-  резервуар (бачок) для краски, регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.

Устройство краскопульта SATA

Регуляторы

- первый (верхний) или сбоку у краскопультов SATA - регулировка размера и формы окрасочного факела;
- второй - ход иглы и количество подаваемого материала;
- многие краскопульты имеют и третий винт для регулировки подачи воздуха на входе - обычно она находится внизу, на рукоятке пистолета. У SATA - сзади, под винтом регулировки подачи материала. Регуляторы на корпусе краскопульта SATA
Регуляторы на корпусе краскопульта SATA

Для качественной покраски автомобиля необходимо правильно настроить соотношение воздух-материал - это позволит добиться наилучшей равномерности окрасочного факела по всей ширине, и отличного распределения лакокрасочного материала по поверхности.

Системы окрасочных пистолетов

Краскопульты могут быть трёх видов, в зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе):
- конвенциональные (высокое давление; 3-4 бара);
- HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление; 0.7-1.2 бар);
- LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление; 0.7-1.2 бар).

Самыми продвинутыми и экономичными устройствами являются последние краскопульты, т.к. имеют высокий коэффициент переноса краски. При небольшом давлении меньше краски превращается в ненужный туман вокруг детали (overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь.

Краскопульты низкого давления имеют коэффициент переноса 65-70% вместо 30-45% у конвенциональных. В совокупности с высокой стоимостью красок металлик и перламутр это позволяет экономить деньги.

Считается, что для гаражных работ больше всего подходят аппараты LVLP.
И не при выборе оборудования для покраски авто помните, что потребление воздуха выбранного краскопульта не должно быть больше производительности компрессора.


Для точного измерения давления на выходе нужны манометры, но косвенно проконтролировать давление можно по давлению на входе в краскопульт.

Настройка входного давления

Давление на входе в краскопульт указывает производителем в технической документации. Настраивать его лучше по регулятору с манометром, подключенному сразу к рукояти пульверизатора, т.к. от компрессора к краскопульту не избежать больших потерь - иногда до 1 бар.

Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору.
Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру-регулятору.

1. Полностью открываем винты регулировки подачу воздуха.
2. Полностью открываем регулятор ширины факела.
3. Нажимаем на курок.
4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

1. Максимально открываем винты регулировки подачи воздуха и размера факела. При этом регулировка подачи краски не имеет значения.
2. Нажмите на спусковой крючок, чтобы началась подача сжатого воздуха, одновременно вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, устанавливая рекомендованное давление на входе (для конвенциональных - 3-4 бара, для HVLP и LVLP - 1.5-2.5 бара (обычно 2)).
3. Произведя настройку, полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Проверив, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам.

Регулировка пистолетов no-name

1. Залить в бачок краскопульта эмаль или лак;
2. Полностью открыть все регуляторы;
3. Расположить пистолет на расстоянии до поверхности в 15 см;
4. Вращать регулировочный винт на манометре, добиваясь получения максимально равномерного отпечатка факела.

Это давление и будет нужным рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.

Обратите внимание, что дешёвые пистолеты для покраски требуют для равномерного факела огромное количество воздуха (и мощный компрессор) или высокое давление на выходе - здесь будут проблемы с раскладкой базовых эмалей с большим количеством алюминиевого зерна.

Размер факела

Наибольшая эффективность окраски будет при факеле максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.

Форма факела
Уменьшение размера факела может понадобиться для точечной (локальной покраски) или для труднодоступных мест.

Подача краски

При обычных ремонтах (покраске кузова или отдельных деталей) подача лакокрасочного материала надо открывать полностью - на большей части краскопультов это соотвествует 3-4 оборотам регулятора - сопло полностью открывается.

Важно, что при полностью открытой подаче краски будет наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Диаметр сопла

Чем гуще лакокрасочный материал, тем больше должен быть диаметр сопла. И наоборот.

Обычно размер дюз таков:
- базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
- акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм; - жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм; - грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм; - жидкие шпатлевки — 2-3 мм; антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).

Тесты краскопульта

- тест правильности формы отпечатка факела;
- тест на равномерность распределения краски в факеле;
- тест на качество распыления.

Тест правильности формы отпечатка факела

Необходим будет закреплённый на стене лист чистой бумаги или картон. Далее:
1. Проверьте, что все регулировочные винты краскопульта открыты до упора, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
2. Поднесите пистолет к тестовой поверхности на расстояние 20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP.
3. Направьте пистолет перпендикулярно тестовому листу и на мгновение нажмите на спусковой рычаг.
4. Проверьте отпечаток факела - по нему можно контролировать правильность регулировки пистолета.

Тест правильности формы отпечатка факела
Контороль формы пятна распыла - его нужно проводить каждый раз перед окрашиванием.

Контороль формы пятна распыла
В случае, если пятно не соответствует верхнему (рисунок), необходимо проверить соотношение подачи воздуха к подаче краски.

Если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — нужно уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и снова провести тест формы пятна распыла.

Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре), нужно снизить давление на входе.

Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.

Помимо этого, по степени насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками) можно судить о скорости перемещения окрасочного пистолета и подбирать наилучшее расстояние до окрашиваемой поверхности.

Тесты на равномерность распределения краски в факеле

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем судить о равномерности или неравномерности распределения краски в факеле.

Тесты на равномерность распределения краски в факеле
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.

Образцы правильного и неправильного распределения материала
Существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.

Тесты на качество распыления

Проводим тест, имитирующий процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. По размерам капель краски делаем выводы.

Тесты на качество распыления
Не обязательно добиваться очень мелких капелек одинакового размера - он зависит и от давления распыления, и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормальная ситуация, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление, т.к. чрезмерное большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Просмотров: 6359 | Дата: Понедельник, 15 Июля 2019 |